Греки Пятигорска
История общины
  Истоки -  Община - Жизнь диаспоры - Наш город
 

Среди пятигорских греков многие имеют корни в селе Греческом, находящемся не далеко от нашего города. Село Греческое было основано в 1897 году в 10 км. от села Ногутского, места куда были вначале размещены переселившиеся из Турции греки-понтийцы. Российские власти размещали переселенцев (единоверцев из Турции и крестьян из центральных губерний России) в местах, покинутых прежними жителями мусульманами, ушедшими в Турцию после победы России в Кавказской войне. Вот, что писалось о греках села Ногутского в 1897 году в официальном статистическом справочнике Ставропольской губернии, выдержки из которого опубликованы ниже.
   СЕЛО НОГУТСКОЕ История. Основание селу положили в 1868 г. греки, которые переселились сюда из Турции, убегая от притеснений и гонений турок и турецких властей. Вскоре после греков, занявших места по берегам р.Сабли, по соседству с ними стали селиться и русские, выходцы из средних губерний России. Несходство характера, нравов, обычаев и мировоззрений двух различных по духу национальностей повлекло за собою частые ссоры и драки между членами общества. Предметами споров и раздора служила главным образом земля, а потом и разные другие обстоятельства. Греки – народ восточный, обладая вспыльчивым и живым характером и имея постоянно при себе оружие (кинжалы и револьверы), особенно часто обижали русских, число которых вначале было невелико; они захватывали у них лучшие участки пахотной земли, пастбища, поместья, места водопоя и т.п. При ссорах и драках часто пускали в ход свое оружие, результатом чего были весьма нередкие случаи нанесения ран, а иногда и убийств. Возникали постоянные жалобы начальству и судбища, пока, наконец, у греков не было отобрано оружие. Земля, отрезанная Правительством селу Ногутскому, была очень хорошего качества, а потому небольшой сначала поселок стал быстро увеличиваться новыми русскими поселенцами.Население. В состав населения, как было уже сказано, входят русские и греки, образуя вместе одно общество. В селе имеется 1400 дворов (1200 дворов принадлежат русским, а 200 – грекам) и столько же домов. На такое большое село имеется одна небольшая деревянная церковь в честь Св.Николая Чудотворца. Постройка её стоила 40000 р. При церкви 99 д. земли. Греки, впрочем, имеют свой особый молитвенный дом и особый церковный притч, состоящий из священника и псаломщика. Здание молитвенного дома каменное, просторное, но самой простой архитектуры и имеет бедную обстановку.Вероисповедание. Все жители, как греки, так и русские вероисповедания православного. Образование. В селе имеется 4 училища: два одноклассных М.Н.П., одно одноклассное церковно-приходское и одна школа грамоты. … 4-я школа – греческая и содержится исключительно на средства греков. Нельзя не упомянуть здесь про отношения к школе русского и греческого населения. Греки по количеству составляют меньшинство населения, между тем в обеих министерских школах число учеников число учеников-греков составляет половину общего числа школьников. В церковную школу греки не отдавали детей, находя, что преподавание там идет неудовлетворительно.

 

При этом весной, как только начинаются полевые работы, огромное большинство русских учеников берется родителями из школы до следующей осени; греки же почти все, обыкновенно, посещают занятия до последнего дня. Даже самые беднейшие из них не покидают последней. Мужчины - греки до одного грамотные; среди же русских безграмотность мужчин – еще обычное явление. Нужно также заметить, что дети греков прежде поступления в русскую школу ходят в греческую от двух до трёх лет. Удивительно, какая резкая разница во всём между русским и греческим населением! Эти полудикари, пришедшие из Турции почти нищими, жившие сначала не иначе, как в землянках и саклях, эти «душегубы», по выражению местных крестьян, в настоящее время представляют из себя самый мирный, трудолюбивый, трезвый, земледельческий элемент населения, в умственном и нравственном отношениях значительно превосходящий своих русских односельчан. Набожность греков тоже значительно выше русских; она проявляется даже в том, что на одном общем с русскими кладбище все греческие могилы имеют хорошие, тщательно сделанные кресты и иногда памятники, над русскими же сплошь и рядом торчат одни шесты от крестов или обломки камня, или вовсе ничего нет, только кое-где встречаются небольшие плохонькие крестики. Трезвость греков примерная: пьяниц между ними совсем нет и пьяного грека на улице никогда нельзя встретить. Они пьют только дома и в особых случаях, как, например, на свадьбе и т.п., причем никаких безобразий в гуляющей компании не бывает. Воров между ними тоже нет. Судятся греки весьма редко. В супружеской жизни как мужья, так и жены отличаются примерною верностью друг другу, а отношения мужа к жене не оставляют желать ничего лучшего. Греки даже не понимают, как это можно бить свою жену и смеются над русскими, выражающими и доказывающими свою любовь к женам кулаками и плетью. В настоящее время все греки имеют такие же домики, как у русских; хлеб, который прежде у них заменялся «чуреками», теперь они пекут отлично; скот и домашнюю птицу содержат хорошо, отчего и продукты скотоводства и птицеводства у них получаются лучшего качества. Куриные яйца, которые на Кавказе вообще очень мелки и потому не идут на заграничные рынки, у греков ничем не отличаются от российских. Многие греки содержат буйволов, дающих им прекрасное и богатое жиром молоко. До сих пор только не могут греки приучиться к чистоте и опрятности. Все греки и почти все гречанки более или менее чисто говорят по-русски. Признавая за греками много прекрасных качеств, русские женщины охотно выходят замуж за греков; случаев же выхода гречанок за русских еще не бывало. К сожалению, по замечанию стариков-греков, молодое поколение их начинается портиться, заимствуя у соседей своих многое плохое. Хороший же пример греков на русских, по-видимому, не оказывает ни малейшего влияния.

 
  История Общины - Греки Пятигорска - Жизнь диаспоры - Наш город Истоки...